(М)ученик
Сегодня продолжу тему бытовых страхов и расскажу немножко по фильм, который серьезно вывел меня на эмоции. Это "Ученик" (2016) Кирилла Серебренникова.
Если открыть рецензии хотя бы на Кинопоиске, то можно увидеть, как люди восприняли это кино: они поняли его, как разговор о российской действительности. Это занятно, если учитывать, что фильм является адаптацией пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Это значит, что всё сказанное в первую очередь относится к Германии, той ее реальности, которую сам Мариус наблюдает и знает. Но об этом чуть позже, а сейчас о страхе и почему этот фильм может быть интересен для тех, кто жаждет самоисследования.
Во время просмотра я прожила для себя страшное: как это ощущается, если все вокруг сошли с ума, а ты еще нет? Я боялась и злилась, сидела и прожигала телом стул: меня искренне возмущало ВСЁ происходящее вокруг. Я даже сбилась со счета сколько раз за время просмотра у меня кровь в голову ударяла, после титров вообще ушла в какое-то иное измерение из пульсирующих висков и подрагивающих пальцев. Только последующая дискуссия (спасибо, #КароАрт!) с кинокритиком Антоном Долиным и психологом Татьяной Салахиевой-Талал вернула меня в более-менее адекватный мыслительный процесс.
На мой взгляд, весь фильм близок к сюжету классической антиутопии, в которой по традиции есть герой, не желающий подчиняться уродству системы. Все эти сюжеты в духе кривого зеркала: все вокруг перевернулось, а ты один помнишь, как было раньше, и ты один НЕ видишь того, что видят другие. Только это не город будущего, а обычная школа где-то в России. И мальчик, который использует веру, как инструмент власти, терроризируя окружающих.
Из-за последнего фильм воспринимают в контексте разговора о религии, но я не согласна. Критика религии тут не в поведении главного героя (Вениамин), а в лице вспомогательного персонажа — поп, который поверхностен и представляет собой старый недобрый конформизм. И Вениамин это видит. Всё, что происходит дальше, вокруг героя — это манипуляция законом и стыдом. Будите ли вы отрицать, что религия — это одна из тех горячих тем, которая обязательно вызовет споры? Недавно мне рассказали, что по этикету темы религии не стоит касаться даже в подарках. Поэтому и я не буду, и перейду к самому интересному.
Для нас, зрителей, Татьяна отметила, что в фильме мы наблюдаем индуцированный психоз. Подробно рассказывала о его механизме. Самое страшное: те, кто будут пытаться защищаться от происходящего ментально, в конечном счёте поляризуются и впадут в обратную крайность, тем самым охваченные психозом не меньше остальных. Поэтому сделать вывод о том, остались ли в фильме "выжившие" вам придётся самостоятельно. Но я испытала животный ужас в духе "бей или беги", наблюдая за этим процессом.
Теперь о том, почему нам кажется таким знакомым происходящее в сюжете? Долин отмечал: Серебренников старался идти чётко по тексту, когда перекладывал пьесу на российские реалии — сменил имена, заменил пастора на попа, поставил во главу школы директрису вместо директора... ну, вроде и всё. Так может быть мы узнаём свою европейскую реальность: стремление к религии, приживание терроризма? В первоисточнике рассматривается тема дефрагментации общества, в котором принадлежность разрушена, и происходит это на стыке поколений. Таким образом, наверное, играют роль специфические обстоятельства, позволяющие фильму появиться здесь и сейчас. И мы не одиноки в своём переносе проблем на чужую действительность, хоть отечественнее журналисты раскритиковали фильм сильнее западных: как пример, Бруно Дюмон (французский кинорежиссёр и сценарист) написал похожий обзор на тему фильма в контексте Франции. Значит, проблема не настолько локальна.
Происходящее кажется разговором о проблемах толерантности и радикальности, но скорее всего перескакивает его и задаёт вопрос более конкретно — почему все идут на поводу у Вениамина? Окружающие его подростки и взрослые не столь радикальны: они мягче, проще. А Вениамин — он диктует. Один зритель обратил внимание, что Веня ссылается на библию, даже не дочитав ее. Занятное замечание на срезе размышления о том, как работает диктатура.
В общем, я правда советую этот фильм. Сложный, омрачённый диалогом о социальных проблемах, омрачённый мыслями о людях. Сложный, страшный, но такой цепляющий: я смотрела его еще в 2016, но до сих пор чувствую себя на крючке, когда вспоминаю, ЧТО прожила в день просмотра.
Закончу цитатой Серебренникова о фильме для Афиша Daily:
"Манифест всегда прямолинейный и плакатный, в нем нет второго смысла. Второго плана. Поля интерпретации. А у нас любой персонаж — оборотень. Значит, это не плакат. Наш фильм — сильная история прямого действия. Сгущенная в гротеск <...>".
#Социальное #страшное — #фильм "#Ученик" #Серебренников'а (#менятекстдрайвит #текстдрайв).