Планировала для первого разбора взять фильм, который с большей вероятностью все знают (или смотрели, или наслышаны). Это "Чучело" Ролана Быкова. Хотела дать свой взгляд на внутригрупповой конфликт там и чем он страшен, а внезапно расписала почему не могу осуждать Железную Кнопку.
Если вы не помните сюжет, то это фильм о том, как Лена Бессольцева (Чучело) взяла на себя вину за чужой проступок (Димы Сомова, в которого она влюблена). А одноклассники рассудили, что таким предателям, как она, места в классе нет.
Миронова (Железная кнопка) выступает формальным лидером класса. И мне кажется, самое страшное в фильме — методы экзекуции дети придумывают без указки лидера. Я знаю, что Кнопку принято не любить и осуждать. Но я вижу, что транслируя свои категоричные ценности, она не предлагает внятных решений, кроме как исключить инакомыслящего из группы — объявить бойкот.
Я долго время боялась смотреть этот кино, потому что всё время попадала на сцену, когда подростки собирают деревянное чучело Лены и поджигают на её же глазах. Здесь стоит отметить важное: чучело собирают все, кроме Мироновой, которая ограничивается тем, что выдаёт спички для поджога. Она не так ведома, как остальные, и в целом открыта к диалогу:
— Ты предатель? — прямолинейно смотрит Лене в глаза.
Та глядит в пол, на контакт не идёт. А может быть стоило, потому что взгляд — это единственный метод соприкосновения для Железной Кнопки. Он вообще всегда держит дистанцию с людьми и избегает физического контакта: стоит чуть в стороне или позади, а если оказывается окружена и зажата, то всегда держит руки в карманах или плотно прижатыми к телу. И Чучело — это единственный персонаж, к которому Кнопка приближается вплотную. И смотрит не на расстоянии или сбоку, а близко и прямо, немножко снизу.
Но Лена, на мой взгляд, человек такой же идейный. Она сделала свой выбор и не отказывается от него даже тогда, когда решение себя не оправдывает:
—Ты предатель?
—Да.
— Я так и думала, — подводит черту Железная Кнопка и кажется разочарованной.
Я видела трактовку, что поведение Лены — это наивность и слабость или сила влюблённости. Мне кажется, это просто ее основа. Такой вот ценностный ориентир — отвечай за свои решения. И тут кроется то, что Кнопку наверняка цепляет и тянет к Чучелу, как магнитом.
Вас не смущало, как назойливо она повторяла: "А за предательство знаешь что бывает?". Ее речь обычно размерена и лаконична, но иногда она срывается. Вот вдруг тараторит лучшей подруге (Шмакова) на одном выдохе:
— Ты читала книгу "Предателем становятся один раз"? Прочти!
Вглядывается в лицо подруги с напряжением — проболталась о чем-то глубоко личном, важном. А Шмакова поймёт ли? Но та отмахивается, и Миронова снова замыкается.
Для собеседников Кнопки все её слова — идейность. Для неё же — незаживающая рана. Кто её предал?
Еще одно слово, которое она повторяет чаще других — мама. "Вы как моя мать! Лишь бы всё было шито-крыто!". Однако самой матери мы не видим, и ничего о ней не знаем, кроме оценочного суждения Шмаковой: "Вчера видела твою маму… Идёт в синем жакете под цвет глаз. Я отпала!". "Что с тебя взять…" — пресекает разговор Кнопка.
— Какие мы идейные!
— А вы какие? — дерзит Миронова, смотря не моргая.
— А мы нормальные, без комплексов. Нет войны, да и ладно!
Кнопка опускает глаза, взмахивает ресницами:
— Так твоя мама сказала? — звучит мягче, подаваясь навстречу подруге. Уже через секунду снова включится ледяной голос.
Мне кажется, контроль Мироновой — это попытка обезопасить себя. Чтобы больше никто, никогда, ни коем образом не смог подвести ее, не предал доверие. Чувствую тягучую тоску, наблюдая за проблесками эмоций на ее лице. У Кнопки большие, красивые, выразительные глаза, и когда ее цепляет, они предательски распахиваются. Я не знаю, почему так получилось в ее семье, но мне вдруг очень жаль.
Бессольцева в этой ситуации выступает тем другом, которого хотелось бы иметь. Но уже поздно, а хуже того то, что она не проходит контроль по моральным качествам ("предал один раз, предашь и второй"). Но принципиальная Кнопка чувствует это качество и в других. Она тянется к Лене, как к равной.
После прихода Лены на день рождение, где та устраивает надрывное шоу с плясками, Кнопка говорит: "Жаль, что она предатель. Я бы с ней дружила." И уходит. Потому что все остальные — они не то и не те. Она хочет дружбы ("Что за класс у нас такой? Никто не приходит, никакой дружбы!") и чтобы никто никогда её не бросал. Миронова снова и снова цепляется к Чучелу, надеясь найти лазейку, чтобы стало можно — говорить, общаться, дружить.
С Бессольцевой ей очень интересно. Эта девочка ей непонятна, она имеет нечто, что Миронова пытается не вспоминать — чувство жалости (к себе и другим). Потому она без сомнений подаёт спички, когда ребята устанавливают чучело Лены на постамент. Но когда огонь разгорается, она же единственная не скандирует и не улюлюкает. Стоя за позади толпы, за чьим-то плечом, срываясь Кнопка повторяет: "Она сама виновата… Она сама виновата". Мне кажется, она единственная осознает ужас происходящего, но пытается угомонить чувства, оправдывая действия рациональным, на ее взгляд, объяснением.
Вы помните, что в итоге всё раскрылось, и карма Сомова настигла. Но вспомните ли вы диалог, который произошёл после того, как Миронова, используя понятную ей схему, предложила всем присоединиться к бойкоту Димы?
— А ты?
— А я нет.
— Ты его простила? — изумляется Миронова, и камера фиксируется на ее распахнутых глазах, застывших перед лицом Лены.
В отличие от неё Кнопка ещё не готова расставаться с обидами.
#кино #Чучело (#текстдрайв #менятекстдрайвит)