Явление X Расскажу сегодня про моё место силы (это когда приходишь куда-то опустошенный, чтобы наполниться снова). Я не религиозный человек, но хожу смотреть на картину "Явление Христа народу". С ней связанно яркое переживание, которые я бы хотела повторить, но никогда не могу достичь нужной эмоциональной точки. И потому, используя редкие посещения Третьяковской галереи, опять бегу на встречу. Здесь важно всё. Это место — контекст. Во-первых, явление Христа — огромное полотно, занимающее всю красную пульсирующую стену зала. Оно почти физически давит, особенно если подойти близко. На него получается смотреть только снизу верх, даже если удастся отойти и присесть на лавочку. Во-вторых, эта лавка. Она крошечна в масштабе помещения — в целом, и на фоне картины — в частности. И стоит, разумеется, ровно посередине: так, чтобы полотно занимало всё поле зрения. В общем, отгородиться нет шанса. Еще на боковых стенах (если приглядеться), и немного меньше в соседнем зале (если поискать), спрятаны кусочки времени — эскизы Иванова для большинства персонажей, которых он прорабатывал 20 лет. Так, старик с картины когда-то был молодым (почему Иванов передумал?), а некоторые лица меняют очертания, бороды, прически. Они все как актеры на пробы к фильму: кто должен был сыграть главного героя, но потом был заменен лучшей версией себя? Потом я долго смотрю исподлобья на парящего Христа — он отнял у картины и зала всё свободное пространство, а сам крошечный застенчивый стоит где-то вдалеке. Повторю, я не религиозна. Поэтому весь его вид вызывает у меня противоречивые чувства: то ли хочу оспорить его право быть там, то ли хочу, чтобы он обязательно был. "Почему ты не спускаешься вниз? Почему они не идут к тебе?". И еще вокруг всегда люди: одни тянут руки, другие — обращают взоры. В отправной точке наших отношений с этим полотном я застала экскурсию. Мужчины и женщины сидели на лавочке плотным рядком, еще несколько человек стояло за ними. Что делает хитрый турист? Он идёт слушать. Я встала за спиной женщины, сидящей в окружении слушателей. Ее спокойный голос препарировал каждую деталь. Куда смотрят люди? Почему такие лица? А что женщины? А дети? Вокруг меня выросло еще несколько человек. Почему у мужчины в центре зеленое лицо, а старик рядом такой беспомощный и голый? Обратите внимание на эту позу. Посмотрите на вот этот цвет. За спиной продолжали выстраиваться люди. Женщина говорила вроде бы понятные вещи, и вроде бы совсем не проповедь. Но она продолжала: дети — чистые души, а рабы — как дети, тоже чистые. Эти — не видят, но чувствуют; а эти — смотрят, но не видят. А Иисус пришёл. Вот он. "А теперь… — она обернулась на нас, стоящих позади, а потом посмотрела на двух женщин справа от своего плеча, — а теперь смотрите: вокруг нас люди!". И они ушли. Все трое. Всего трое. А мы остались: стояли, нагромоздившиеся плотным клубком, окружая образовавшуюся пустоту. Мне показалось, что она нас просто бросила. Выкинула на встречу этому полотну, как щенков в воду. Только выплывать мы должны были из какого-то странного вакуума. #менятекстдрайвит #текстдрайв #местосилы