Слава: идея Vs. стратегия К нам в июне привозят Banksy. Если вы не знаете кто это, то ключевые слова: стрит-арт, социальная активность, протест, троллинг, андеграунд. Со 2 июня по 2 сентября в ЦДХ обещают показать ну просто всё: от кусков стен с граффити (ого!) и арт-объектов до полного эксклюзива —эскизы. Я сейчас расскажу про фильм, который, во-первых, поможет подготовить мозги к этому кульпоходу, а во-вторых, предлагает серьёзную дискуссию. И если вы смотрели, или посмотрите, или вообще у вас есть мысли о том, что я расскажу — давайте обсудим. Итак, "Выход через сувенирную лавку" (Exit Through the Gift Shop) 2010 года. В авторах ленты значится сам Бэнкси, и он же играет там одну из ключевых ролей. После первого просмотра я впервые задумалась о том, что вокруг полно "поддельного" искусства, за котором не стоит конкретной идеи, но при этом я совершенно не умею его отличать. Моя проблема: я воспринимаю копию копии копий, как оригинал, или и вовсе игнорирую сходство. И еще, я наконец-то поняла, что выражение идеи может уйти далеко от классического понимания. Я думала, что графиити — это забава. Ну, конечно, не так всё просто. С одной стороны, фильм освещает творчество множества стритартеров, за работой которых можно понаблюдать. Многие из них известны в своих кругах и чуть-чуть за пределами. И есть еще культовый Бэнкси, который скрывает своё лицо, но настолько хорошо распространяет идеи, что в фильме видно: при встрече с его творчеством, многие начинают догадываться КТО стоит за всем этим. Так должен ли художник предъявлять свою личность или достаточно яркой презентации идей? В современно мире так много внимания уделяется бренду, что я в восторге от простой мысли: можно быть легендой без явного лица. Когда идея идет впереди тебя — это информационная победа. Личность Бэнкси на самом деле окутана тайной: вы не увидите ли лица, ни личных вещей, ни услышите его голоса. И хотя с недавнего времени считается, что за капюшоном художника скрывается Роберт Дель Ная из группы Massive Attack, никто до конца ни в чём не уверен. В противовес Бэнкси выступает его приятель художник Mr. Brainwash. К слову, так и не решено: это реальный человек или очередная шутка Бэнкса? Ну, про это вам предстоит ещё узнать. Два этих героя, в моем понимании, противопоставляются друг другу. Потому что Бэнкси — творец, который торгует своей идеей и подачей, но не лицом. Мистер Брейнвош наоборот не скрывает лица и открыто заявляет, что берет себе в дело помощников только за тем, чтобы накидать им идеи. "А почему нет?" — спрашивает Мистер Бренвош. Многие стритартеры работают в команде, и разве есть запрет на то, чтобы творец фантазировал, а реализовывали другие люди? Делигируй! И не смотря на тот скепсис, с котором о нём говорят его коллеги, ему удаётся раскрутиться даже поучаствовать в оформлении обложки для альбома самой Мадонны (см. рисунок), а она-то не глупышка — чувствует тенденции. Или нет? Или да? Вот это просто потрясающе. я наблюдала за ним, как заворожённая. Это же колдунство — продавать ничего. Или всё же что-то? Где грань? Я так и не смогла выбрать какую-либо сторону. Но нахожу его по-своему гениальным, потому… Он ловкий предприниматель. Вся эта кутерьма приводит к самому базовому вопросу, который иногда стоит в жизни: прогнуться под славу и деньги или выбрать независимость и идею? А что если можно всё сразу? Это в своё время стало для меня открытием. Еще в фильме поднимаются тема того, как можно превратить свои странности в преимущества. Но это я раскрывать не буду, иначе вам будет неинтересно смотреть. :)) Повторюсь: персонажей в фильме много, и каждый заслуживает отдельного внимания. Ну и, в конце концов, подход Бэнкси к презентации идей. Больше чем его граффити (я прикрепила ссылку на сайт, чтобы можно было оценить работы), мне нравится его перфомансы. Рядом с социальным посылом идёт реакция общества, и вот это — особый сорт удовольствия для наблюдающего. Вот Бэнкси привязывает посреди Диснейленда манекен в костюме заключенного тюрьмы Гуантанамо с мешком на голове, уходит. Его напарник запишет всю реакцию, перескажет всё, что происходило позже, пока сам Бэнкси прохлаждался в отдалении от точки "взрыва". И этот трюк с записями будет повторен неоднократно. И люди будут рассказывать свои мысли, а он пересмотрит эти записи и посмеется в свой капюшон. Одна из моих любимых выходок, показанная в фильме — это купюры с изображением принцессы Дианы на месте королевы Виктории. И чем дольше вглядываешься в эту метафору, тем глубже она становится: с погружением в историю, с притягиванием новых деталей, тонкий подкол разрастается до заявки на серьёзную критику королевской семьи. Это то, что происходит в моей голове, как зрителя. В фильме же Бэнкси говорит об этом проще, между делом доставая с чердака коробку, полную купюр: "Леди Ди вместо Королевы. Я напечатал миллион фунтов, хотел сбросить их с крыши, вот так. Но несколько купюр я раздал на фестивале. И они пошли и потратили их. Ну, знаешь, "мне два пива" — и им давали пива. Никто не замечал, потому что вот так их в самом деле можно потратить. И когда это случилось… Твою мать, мы же миллионы подделали! А за это можно на 10 лет загреметь. Вот они у меня так и лежат. И я не знаю, что с ними делать…". (Он не знает что с этим делать, но не уничтожает их!) В общем, со 2 июня можно будет прийти в Центральный Дом Художника и поисследовать уже свои реакции на социальное творчество известного художника. И почувствовать, что такое реальное искусство, за которым нет лица. #менятекстдрайвит Ну и расскажите, вот вы умеет отличить подделки от оригинала? Ссылка на выставку: vk.cc/85gmtY Где ещё посмотреть работы Бэнкси? На его сайте: banksy.co.uk

Теги других блогов: искусство культура стрит-арт